Коучинг или как делится ответственностью
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться коучеру в своей работе – это отсутствие точного образа (картинки) услуги, которую заказывает клиент. Как следствие – неадекватные ожидания, а порой и требования, к тому, кто эту услугу предоставляет, то есть к коучеру.
Зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда позиция заказчика выглядит следующим образом: "Я вам плачу деньги, и как результат я хочу получить готовое решение своей проблемы к конкретно оговоренной дате!".
В принципе, вполне нормальная формулировка задачи, но есть в ней несколько подводных камней:
Первый - клиент требует готового решения. Существует довольно много вариантов перевода термина "коучинг", в том числе используют и понятие консультирование. А консультирование в бизнесе (в отличии от личного или психологического консультирования) подразумевает предоставление готовых вариантов решения поставленных задач, причем, варианты должны быть эффективными. Но коучинг не ставит перед собой задачи предоставления клиенту готовых решений его проблем, для подобных целей существует консалтинг, с огромным набором технологий и решений, проверенных годами и опытом огромного количества консультантов.
Второй – конкретная дата. Разумеется, любой договор (и договор на оказание услуг коучинга) предусматривает контрольные даты выполнения условий. Но есть одно "но": задачу, стоящую перед клиентом должен решить сам клиент, в противном случае мы снова попадаем на поле консалтинга. В данном случае, давать гарантии можно лишь в рамках предоставления услуги, а не решения задачи, стоящей перед клиентом (задача клиента к договору об оказании услуг коучинга отношения не имеет! Включение задачи клиента в договор будет серьезной ошибкой со стороны коучера).
Так что же тогда такое коучинг и какие задачи ставит перед собой коуч? Для меня коучинг это процесс содостижения результата вместе с клиентом, в ходе которого я использую технологии консультирования, тренинга, диагностики, консалтинга и т.д. выбор средств и техник полностью лежит на совести коучера и никак не связан с рамками каких-либо психологических течений или направлений консалтинга.
Процесс очень напоминает подготовку спортсмена к соревнованиям. В качестве спортсмена выступает клиент, а в качестве тренера – коуч. Такое распределение ролей в максимальной мере отражает суть коучинга, как технологии. Тренер не может участвовать в соревнованиях вместо спортсмена. Основная задача тренера – научить спортсмена самостоятельно добиваться результата. А вот как это сделать максимально эффективно?
Существует мнение, что хорошо учить можно лишь тому, в чем сам являешься профессионалом. Но всегда ли это так? По ходу своей деятельности, коучу приходится сталкиваться с клиентами из разных областей деятельности, может ли один человек быть специалистом во всех из них? Вряд ли.
Основная задача коучера – быть специалистом в области формирования навыков решения задач. Что для этого необходимо?
Первое – владеть технологией решения задач, которая включает в себя:
• Технологию диагностики проблемных ситуаций (анализ и синтез)
• Технологию постановки задач
• Технологию контроля выполнения поставленных задач
• Технологию оценки полученного результата
Второе – владеть технологией работы с клиентом, которая включает в себя:
• Технологию диагностики клиента
• Навыки консультирования (желательно и личностного и бизнес консультирования)
• Навыки тренерской работы
• Значительный багаж методик, приемов и упражнений, проверенных на практике
• Определенный жизненный опыт (трудно представить себе коуча, только закончившего институт)
Обладая подобным инструментарием можно эффективно решать любые задачи в рамках коучинга в не зависимости от сферы бизнеса вашего клиента.
Теперь мы подходим к самому интересному в работе коуча – к ответственности. Здесь, на мой взгляд, и существует коренное отличие коучинга от консалтинга и тренингов. Хотя многие тренеры могут со мной не согласиться – так как одна из основных задачей тренера является мотивация участников на эффективную работу, тем не менее, отсутствие-наличие мотивации не является формальным критерием оценки работы тренера (если это не мотивационный тренинг), в консалтинге мотивация со стороны клиента вообще не обязательна (если он уже заплатил). В коучинге - это важнейший элемент, ибо достигать результатов и решать поставленную задачу предстоит не консультанту, а самому заказчику, и тут без внутренней ответственности никак не обойтись.
Поэтому, основная задача коучера – это формирование у клиента высокой мотивации на достижение поставленных целей. И ответственность в данном процессе необходимо поровну делить между коучем и клиентом.
март 2005 Москва