Ай-Ки и Ки-Ай

Чем больше я занимаюсь психологией, тем больше нахожу параллелей с боевыми искусствами… Одна из основных задач терапии – обретение человеком целостности в психическом, эмоциональном и физическом планах. Именно на это направлены и все тренировки в Будо. Ведь, если хоть один из аспектов страдает, то воин становится уязвимым и не сможет одержать победу в бою.

Наша жизнь, это не всегда бой, но качество её напрямую зависит от того, насколько целостными мы себя ощущаем, насколько мы наполнены и гармоничны.

И здесь очень важно понимать, что помогает нам обретать целостность, а что ее нас лишает. Однажды я услышал гениальное определение того, что такое Кунг-Фу: «Кунг-Фу это идеальное действие в стадии завершения». Очень коротко и просто и очень глубоко и сильно! Единственное, что меня раньше смущало, это определение «идеальное». Кто устанавливает, какое действие является идеальным, а какое нет? Как определить критерии идеального и не ловушка ли это? Ведь в любом действии живого человека можно найти недостатки или сказать, что можно было бы сделать еще чуть-чуть лучше… С годами я понял, что идеальное – это не оценка, не набор характеристик и не экспертное мнение. Идеальное действие – это состояние, моё внутреннее состояние, которое говорит мне о том, что то, что я сейчас делаю – идеально лично для меня прямо сейчас. И если я испытываю это состояние, то и действия, которые я выполняю в этот момент становятся идеальными. Как ни странно, именно так их и воспринимают окружающие, скорее не оценивая мое действие, а считывая мое состояние.

Я много лет занимался Айкидо. Это японское боевое искусство и в нем своя терминология. В айкидо есть два понятия, которые описываются двумя одинаковыми иероглифами «Ай» и «Ки». «Ай» обозначает гармонию, а «Ки» энергию. И в отличии от математики, есть огромная разница в перемене мест слагаемых.

Термин «Ки-Ай» обозначает энергию, которую чувствует мой противник (да и все окружающие), то, что исходит от воина. Именно отсюда берут начало все боевые крики каратистов, которые на Западе привыкли слышать как «Кия!». Японцы кричат «Ки-Ай!» испуская энергию вовне, энергию, которая может разрушать, а может и исцелять, в зависимости от того, с какой целью ее выпускают наружу.

Термин «Ай-Ки» обозначает то, что в этот момент, момент испускания «Ки-Ай», чувствует сам воин. Это и есть то самое чувство идеального, о котором говорят китайцы в определении Кунг-Фу. Идеального себя в данное мгновение. И когда это ощущение есть, то для победы над врагом достаточно только одного «Ки-Ай!», ибо энергия исходящая от воина такова, что нападать на него просто бессмысленно.

Но если у воина нет внутреннего ощущения «Ай-Ки», то никакие крики, даже самые громкие и страшные ему не помогут.

В современном социуме не часто встретишь самурая, исповедующего кодекс Бусидо. К сожалению… Это очень ценный опыт: видеть человека в состоянии «Ай-Ки». Это опыт, который рождает в нас желание испытать самому такое же переживание, иногда это сродни зависти. Зависти, которая может подвигнуть на путь поиска и тренировок, а на этом пути шанс добиться результата гораздо выше, чем на диване у экрана телевизор. И тогда начинается поиск…

Поиск людей, состояний, опыта. И именно тут может помочь психология. Как? В современном мире не так часто нужно идти на бой, и далеко не все испытывают тягу к занятиям боевыми искусствами. Значит ли это, что состояние «Ай-Ки» недостижимо для них? Нет. Если вернуться к определению Кунг-Фу, то добиться этого состояния можно практически в любой деятельности. Хотя, лично я склоняюсь к мысли, что деятельность эта должна включать в себя физическую активность, в противном случае непонятно, как можно добиться гармонии с физической составляющей.

Так чем же может помочь психология? Смещением фокуса внимания. К сожалению, современная жизнь, особенно в крупном мегаполисе, устроена так, что фокус нашего внимания, а соответственно и большая часть нашей энергии направлены вовне, на внешние предметы и события. То количество энергии, которое большинство горожан тратит на себя настолько мало, что максимум на что его хватает – худо-бедно поддерживать физическое здоровье, как говорил Гроф, современному обществу потребления нужны полуживые граждане… Поменять эту ситуацию, направить внимание на внутренние процессы, вот одна из важнейших задач психологии, с которой она вполне успешно справляется.

И наибольших результатов в этой области, на мой взгляд, добилась телесно-ориентированная терапия. А чем больше я с ней знакомлюсь, тем больше нахожу в ней техник и приемов, знакомых мне по боевым искусствам.

И я считаю, что интеграция элементов боевых искусств, эмоциональной сферы и терапии может дать поистине замечательный результат. И тогда никакой стресс нам не страшен!

 

Сергей Марченко

сентябрь 2015. Москва

мысли и комментарии можно оставлять здесь:

https://o-hotay.livejournal.com/33782.html

: