Хотей. Клуб счастливых людей

Хака и тимбилдинг

Рынок корпоративных мероприятий довольно пестр и разнообразен, так что очень сложно удивить видавших виды заказчиков чем то новым, ярким и необычным. Сложно, но можно! И яркий пример тому – новозеландская хака. За последние пару лет хака маори стала не просто узнаваема, а заняла почетное место в ряду самых экзотических и престижных элементов тимбилдинга. Ее используют как крупные транснациональные компании, типа Pepsi, BP, Adidas и т.п., так и совсем небольшие компании, желающие сформировать командный дух своих сотрудников.

Что же такое хака? Хака – традиционный ритуальный танец коренных жителей Новой Зеландии – маори. Для каждого более-менее важного события в жизни маори существует своя уникальная хака. Исполняется она, как правило, мужчинами племени, хотя, есть много вариантов хака, в которых принимают участие и женщины. С языка маори хака переводится как «танец в общем», а это означает, что основная составляющая хака – это единство всех членов племени, ее исполняющих.

Именно этот аспект хаки и представляет особенный интерес с точки зрения командообразования. Хака работает напрямую с нашим подсознанием и инстинктами. И это очень важно в современном обществе индивидуалистов, где каждый ориентирован прежде всего на самого себя. Очень трудно транслировать командные ценности людям, которые во главу угла ставят лишь личные интересы.

Хака позволяет обойти индивидуальные установки, обращаясь напрямую к инстинктам, которые в незапамятные времена делали наших предков единым племенем, помогая выживать в трудных и опасных условиях. Простые движения и эмоциональные выкрики автоматически переносят участников в первобытное состояние, делая их членами одного племени. И все, кто в этот момент участвуют в хака, на физическом уровне ощущают себя членами одной команды. Соответственно, отпадает необходимость логически обосновывать необходимость «быть членами одной команды для достижения глобальных целей компании», ведь не секрет, что далеко не все сотрудники разделяют «корпоративные ценности», даже если на словах согласны с ними. Те, кто занимается корпоративной культурой, наверняка согласятся с тем, что транслирование корпоративных ценностей очень сложный и далеко не всегда успешный процесс.

В хака же есть возможность не столько осознать, сколько почувствовать командный дух, пережить его на собственном опыте и на физическом и на эмоциональном плане. И после этого добавить когнитивную составляющую будет намного легче.

Второй важной особенностью хака является работа с агрессией. Агрессия не входит в список эмоций, поощряемых к проявлению в современном обществе, особенно в корпоративной культуре. При этом, агрессия является естественной человеческой эмоцией, подавление которой ведет не к самым приятным последствиям. И тем, кто работает с корпоративной культурой компаний, я думаю, не раз приходилось сталкиваться с высоким уровнем скрытой агрессии в коллективах.

Хака позволяет работать с агрессией напрямую, причем, можно заранее задать канал для ее трансляции, направив высвобождающуюся энергию на решение важных для компании задач. Ведь можно отойти от классических канонов маори и составить текст на родном языке участников, подобрав слова и общий смысл таким образом, чтобы увязать их с задачами конкретного тимбилдинга или корпоративной культуры вцелом. Таким образом, хака является эффективным инструментом для снижения уровня стресса сотрудников.

И третий важный аспект хака – ресурс. Энергия, которая высвобождается участниками во время хака, может являться отличным источником ресурса для решения производственных задач. Мне ни разу не доводилось видеть участников вялыми и утомленными после хака. Связанно это и с эмоциональными и с психофизиологическими аспектами, которые работают, как я говорил выше, минуя сознательные установки и даже мотивацию участников.

Коротко подытоживая вышесказанное, можно сделать заключение, что хака является ярким, зрелищным и высокоэффективным инструментом командообразования как для отдельно взятых корпоративных мероприятий, так и для постоянного использования в рамках корпоративной культуры.

 

Сергей Марченко

сентябрь 2015. Москва

мысли и комментарии можно оставлять здесь:

http://o-hotay.livejournal.com/34027.html

Рассылка от Хотея
Если вы хотите получать нашу рассылку, Вам достаточно подписаться на нее. Форма подписки